Устная или письменная консультация (правовое заключение) – развернутый ответ на вопрос клиента, основанный на нормах законодательства с учетом сложившейся практики правоприменения (в т.ч. арбитражной) и профессионального опыта эксперта. В рамках консультации может производиться уточнение, ситуационное моделирование, анализ хозяйственных операций, прямо или косвенно связанных с разрешением вопроса, анализ документов, необходимых для правильного и полного разрешения вопроса. Образец письменной консультации >> |
Стоимость
1 часа работы специалиста
|
---|
Услуга оказывается в соответствии с техническим заданием клиента с условием предварительного предоставления необходимых документов. Продолжительность устной консультации исчисляется в полных часах и составляет не менее одного часа. Минимальное время для подготовки письменной консультации – 2 часа.
Консультирует Михайлова Наталья, ведущий юрисконсульт «ТЛС-ПРАВО»
ООО «Альфа» просит дать письменное заключение по следующему вопросу.
Наша компания занимается транспортной экспедицией. С Клиентом заключен договор на организацию перевозки международного груза, перевозка по маршруту Великобритания-Чехов. Данная перевозка осуществляется двумя видами транспорта:
Таможня груза в Питере. В счете так же Клиент просит делать разбивку до гр. РФ и после, для определения таможенной стоимости груза. Мы клиенту даем ставку НДС 0% на всю перевозку. Собираем пакет документов для подтверждения ставки НДС 0 % и декларируем. Просим Вас проконсультировать нас относительно правомерности применения ставки НДС 0%.
И если возникает простой на территории РФ какую ставку НДС мы должны применять? По мнению налоговиков перевозка до границы РФ облагается по ставке НДС 0%, после границы РФ НДС 18%. Решения ФНС пока не вынесено, т. к. не истек срок проведения камеральной проверки. Мы же считаем, что мы оказали единую перевозку импортного груза, которая разделена на две части.
В отношении простоя вопрос клиента дополнен нижеследующим.
Простой может возникнуть в следующих случаях:
Кроме того ООО «Альфа» представлен Контракт от № 101 от 23.11.2007.
1. Применение ставки 0 процентов по НДС при налогообложении услуг по перевозке груза из Великобритании до г. Чехова через порт в г. Санкт-Петербург
В соответствии с п.1 ст.801 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) по договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента –грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Пунктом 1 ст.146 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита), оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ (пп.4.1. п.1 ст.148 НК РФ).
Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты НДС при осуществлении транспортных перевозок грузов установлены ст.157 НК РФ. Налоговая база определяется как стоимость перевозки (без включения в нее налога). При этом, положения ст.157 НК РФ применяются с учетом положений п.1 ст.164 НК РФ (за исключением пригородных перевозок в соответствии с абз.3 п.п.7 п.2 ст.149 НК РФ), который устанавливает, что работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), облагаются НДС по ставке 0 процентов.
Таким образом, при оказании российскими организациями услуг по организации перевозок ставка 0 процентов по НДС применяется в случае организации перевозок товаров, как ввозимых в РФ, так и вывозимых за пределы территории РФ, между пунктами, один из которых расположен за пределами территории РФ, а другой – на территории РФ, при наличии документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 НК РФ.
Факт международной перевозки должен подтверждаться в соответствии с Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки соответствующими международными перевозочными документами (СMR, коносамент и прочее).
Важно отметить, что ставка НДС 0 процентов применяется вне зависимости от территории на которой оказываются транспортно-экспедиционные услуги в отношении экспортируемого или импортируемого груза, поскольку представляют собой единое целое. Данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой и позицией Минфина России. (Письмо Минфина России от 04.08.2006 № 03-04-08/175, Письмо Минфина России от 24.05.2006 № 03-04-08/108, Постановление Президиума ВАС РФ от 24.12.2002 № 6018/02).
Таким образом, оказывая Клиенту услуги по перевозке импортируемых грузов, предусмотренные пп.4 п.1 ст.148 НК РФ, в том числе по территории РФ, ООО «Альфа» (Экспедитор) должна применять ставку НДС в размере 0% при их налогообложении.
В Письме 04.08.2006 № 03-04-08/175 Минфин России указывает также на то, что поскольку ставка НДС в размере 0 процентов применяется к стоимости всей услуги по организации перевозки, оказываемой налогоплательщиком как на территории иностранного государства, так и на территории РФ, то разбивать стоимость оказываемой услуги отдельно на стоимость организации перевозки до и после границы Российской Федерации, не следует.
2. Оплата времени простоя
Пунктом 1 ст.164 НК РФ предусмотрено, что налогообложение по ставке 0 процентов производится при реализации товаров в таможенном режиме экспорта, а также работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте).
В соответствии со ст.801 ГК РФ договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
С учетом подхода Высшего арбитражного суда РФ (далее – ВАС РФ), сформулированного в Постановлениях от 20.05.2008 № 12010/07 и от 05.06.2007 № 877/07 положение пп.2 п.1 ст.164 НК РФ распространяется на работы (услуги) по перевозке или транспортировке как вывозимых за пределы территории РФ (экспорт), так и ввозимых на территорию РФ товаров, (импорт), выполняемых (оказываемых) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями. При этом, по смыслу и буквальному содержанию пп.2 п.1 ст.164 НК РФ перечень подпадающих под его действие услуг не является исчерпывающим и не ограничен только услугами по организации и осуществлению перевозочного процесса.
Т.е., перевозка по ставке НДС 0 процентов включает в себя не только организацию перевозки груза, но и выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором, в том числе услуги по хранению.
2.1. Простой в порту на складе СВХ
В соответствии с п.1.1. Контракта № 101 от 23.11.2007 Экспедитор обязуется по поручению Клиента за вознаграждение оказать комплекс услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию (ТЭО), организовать международные грузовые перевозки (включая морские перевозки, воздушные перевозки, автомобильные перевозки, железнодорожные и/или мультимодальные перевозки), определенные Соглашением.
Пунктом 2.2. Контракта предусмотрено, что услуги по организации ТЭО оплачиваются Клиентом по согласованной ставке одной суммой, являющей собой стоимость собственно услуг (вознаграждение) Экспедитора и расходы, понесенные Экспедитором связанные с выполнением поручений Клиента.
В соответствии со ст.108 Таможенного кодекса РФ отношения владельца склада временного хранения с лицами, помещающими товары на хранение, строятся на договорной основе.
В силу ст.801 ГК РФ, ст.5 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортной экспедиции», положений договора (п.п.1.1, 2.2, 4.1.1., 4.2.2 Контракта) вознаграждение экспедитора состоит из двух частей: собственно услуг (вознаграждения) и расходов, понесенных Экспедитором, связанных с выполнением поручений Клиента.
Если в соответствии с Заявкой Клиента и п.3.1 Контракта Экспедитор обязан обеспечить таможенное оформление или помещение груза на склад СВХ, то указанные услуги могут квалифицироваться как дополнительные услуги, предусмотренные договором транспортной экспедиции – услуги по хранению экспедируемого груза, подлежащие оплате в соответствии с условиями Контракта (при подтверждении факта взаимосвязи оказания услуг по хранению груза и операций по его перевозке).
Исходя из изложенного, услуги по хранению груза, являющиеся составной частью услуг по транспортно- экспедиционному обслуживанию подлежат обложению НДС по ставке 0 процентов в соответствии с пп.2 п.1 ст.164 НК РФ. Аналогичный подход сформулировал ВАС РФ в Определении от 25.06.2008 № 7967/08.
2.2. Простой на складе при разгрузке в г. Чехове
В соответствии с п.5.2.6. Контракта, Клиент обязуется: осуществлять своими силами и средствами, с соблюдением требований безопасности движения, погрузку и разгрузку автотранспорта Экспедитора в течение срока, оговоренного в Приложениях к настоящему соглашению, не допуская их перегруза. Следовать рекомендациям Экспедитора или его представителя при размещении груза в транспортном средстве.
Положениями Контракта не установлена ответственность Клиента за несвоевременную разгрузку автотранспорта Экспедитора в месте доставки груза (г. Чехов). В запросе ООО «Альфа» говорится, что разгрузка за пределами установленного сторонами срока оплачивается по определенному тарифу.
Уставом автомобильного транспорта РСФСР, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 12 (далее – Устав) задержка по вине грузоотправителя или грузополучателя автомобилей (автопоездов), поданных под погрузку или разгрузку, сверх установленных сроков квалифицируется как простой и подлежит оплате в виде штрафа за каждую минуту в размерах, установленных п.141 Устава.
При налогообложении простоя на складе при разгрузке груза в г. Чехов возможны следующие варианты:
2.2.1. В соответствии с п.1 ст.146 НК РФ объект обложения НДС – реализация товаров, работ (услуг). Штрафные санкции за нарушение договорных обязательств представляют собой не плату за поставленные товары, выполненные работы (оказанные услуги), а меру гражданско-правовой ответственности (п.1 ст.330, п.1 ст.394 ГК РФ). Иными словами, неустойка (штраф, пеня) является способом обеспечения исполнения обязательств, связана с нарушением условий договора, уплачивается сверх цены товара (работ, услуг) и таким образом компенсирует возможные или реальные убытки стороны по договору. Следовательно, суммы штрафных санкций за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договорных обязательств являются самостоятельным платежом и не относятся к суммам, связанным с расчетами по оплате реализованных товаров, поэтому не могут увеличивать налоговую базу по НДС. Судебная практика придерживается вышеизложенной позиции, в том числе ВАС РФ (Постановление от 05.02.2008 № 11144/07).
2.2.2. Минфин России придерживается той позиции, что денежные средства, полученные организацией, оказывающей услуги по организации перевозки грузов, от заказчиков этих услуг в виде штрафных санкций за невыполнение условий, связанных с процессом перевозки и предусмотренных договором оказания услуг, в целях применения НДС следует рассматривать как денежные средства, связанные с оплатой указанных услуг (Письмо Минфина России от 23.06.2008 № 03-07-11/229).
Это означает, что налогообложение сумм, связанных с уплатой простоя, возникшего, в связи с несвоевременной разгрузкой груза в месте доставки должно облагаться по ставке НДС 0 процентов, если подтвержден факт взаимосвязи с между полученными суммами с обязательствами по организации перевозки.
В противном случае, обложение штрафных санкций, возникших ввиду простоя при разгрузке груза в месте доставки по ставке НДС 0 процентов может повлечь отказ в применении ставки 0 процентов, доначисление налога исходя из ставки 18% при квалификации как услуги, не связанной с ввозом товара, оказанной на территории РФ.
В заключение отметим, что существует и иная точка зрения, изложенная ФНС России (Письма ФНС России от 21.03.2006 № ШТ-6-03/297@ «О разъяснениях по применению НДС в отношении операций, облагаемых по ставке 0 процентов, за IV квартал 2005 года», от 19.10.2005 № ММ-6-03/886@ «О применении законодательства по косвенным налогам за II и III кварталы 2005 года», Письма УМНС России по г. Москве от 23.08.2004 № 24-11/54614, от 10.12.2003 № 24-11/69604), о том, что налоговая ставка 0% применяется только в отношении работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке импортируемых товаров, выполняемых российскими перевозчиками и включенных в таможенную стоимость этих товаров.