Действительность условия, ограничивающего гарантийное обслуживание товара, приобретенного у неавторизованного продавца

07 мая 2013

Согласно п. 2 ст. 470 ГК РФ в случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар,
качество которого соответствует договору купли-продажи, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).
В силу п. 2 ст. 476 ГК РФ в отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
Порядок гарантийного обслуживания не закреплен законодательно и может быть установлен в договоре. Порядок гарантийного обслуживания может включать дополнительные условия для покупателя, при обязательном соблюдении которых поставщик осуществляет гарантийное обслуживание поставленного товара (покупателю может быть предписано условия монтажа или технического обслуживания только у поставщика или указанного им лица, соблюдения правил эксплуатации, наличие оформленного гарантийного талона или сервисной книжки). В случае нарушения таких условий обязанность по доказыванию причин неисправности товара может быть возложена на покупателя соответствии с п. 1 ст. 476 ГК РФ (Постановление ФАС Московского округа от 09.11.2011 по делу № А40-20460/09-46-224).
Однако важно учитывать, что само по себе условие о гарантийном обслуживании товара, приобретенного только у авторизованных продавцов, при соблюдении покупателем других условий гарантийного обслуживания, не может являться основанием для отказа в гарантийном обслуживании товара «второму покупателю» — лицу, которое приобрело товар у продавца, который первоначально приобрел товар у официального дилера (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2010 по делу № А55-12847/2009). При этом в случаях перепродажи товара, приобретенного у авторизованного продавца, судам необходимо давать правовую оценку гарантийному талону с печатью последующего продавца (Постановление ФАС Поволжского округа от 08.06.2006 по делу № А55-787/04-40).
Таким образом, порядок гарантийного обслуживания может включать в себя дополнительные условия для покупателя, при обязательном соблюдении которых поставщик осуществляет гарантийное обслуживание поставленного товара. Однако наличие условия о гарантийном обслуживании товара, приобретенного только у авторизованных продавцов, не может являться основанием для отказа в гарантийном обслуживании товара.

Нина Скляр,
старший юрисконсульт ООО «ТЛС-ПРАВО»